Предыдущая страница

Кривая Империя Сетевая Словесность Оглавление

67.
ЧИНЫ НА СВАДЬБЕ



П                
                
               

оставит место и место обити ковром, на месте положыт подушка отласна или бархат золотнои. У места держати двема человеком по сороку соболей. У места поставит стол, на столе наслать две скатерти, поставит судцы, положыти перепечи и колачи на блюде, поставит сыр да перепеча положыт, которая резать, да на другом блюде поставить осыпало, хмель да деньги золотые и наугородки золочены, да девять соболей положыть, да камки и тафт всяких; да на третем блюде поставити ширинки, на четвертом блюде положыть кика, да подложыть под кикою подзатыльник да подубрусник, да волосник, да покрывала положыть, да поставить чарка золотая или серебреная, а в чарке поставить меду не много да хмельку, да две маковицы, да гребешок положить у кики на блюде, да с сторон у места поставить две скамейки маленькие: на одной скамейке седеть тысяцкому, а на другой - свахе. Да у места стоять двум человеком, держать носилы с короваем да с сыром, покрывши отласом или бархатом золотным; а рукоеди у носил опушить, и шлейки камкою или отласом. Да третьему человеку держать свечю в кошельке, кошелек отлас ли бархат золотнои, да шлейка опушить отласом же. Да двум человеком держать фонарь. А те все люди - в кафтанех и в терликах в бархатных и в камчатых, и в атласных в золотных, да в шапках в лисьих в черных. И как новобрачный князь приедет с поездом, и короваиники и свешники с фонарем приидуть потому ж, и как Бог дасть, новобрачный князь сядет на месте, и, поседев, немного, сваха встанет, да благословляецся у отца и у матери - новобрачному князю и княине голова чесать, и возмет соболи, которые держать, и обносить теми собольми около голов новобрачному князю и новобрачной княине по трижды. А друшка в те поры благословляетца перепечи и сыр резать и подносить сыр и перепечю ко всем: ко отцу и к матери, и к новобрачному князю и ко княине, и ко всему поезду, и к седячим,- ко всем, хто будеть в ызбе. Да послать с перепечею и с сыром ко отцу и к матери и хто будет седячих у новобрачново князя - и к тем потому ж посылать с сыром и перепечею. И как Бог дасть, на новобрачную княиню положат кику и покроют покрывалом, и вставает сваха и благословляетца у отца и у матери осыпать новобрачново князя и княиню, а друшка понесет в ту пору новобрачному князю и ко всему поезду ширинки на блюде; ко отцу и к жене ево от новобрачной княини послать с ширинками ж, и как Бог дасть, новобрачной князь и княиня встанут с места и выступят в сени, и в ту пору стелют камки и тафты, по чему итти новобрачному князю до оргомака, а новобрачной княине до саней. А новобрачной княине ехать к венчанью в санях, сани поволочить отласом, или тафтою, а в сани положить подушка бархатная или отлас золотнои на миндере, да в санях послать ковер, а миндер сукно червчато, да у саней держать сорок соболей, как новобрачная княини поедет к венчанью, и те соболи держать на месте в санех. И как новобрачной князь у церкви сойдет с оргамака, а новобрачная княини выйдет ис саней, и стелют камки и тафты до церковных дверей потому ж. А у венчанья подослать под новобрачново князя и подо княиню камки или отласу золотново, да положыть два соболя под ноги. И как пойдет новобрачной князь от венчанья до оргамака, а новобрачная княини до саней, ино постилать потому ж. А сойдет новобрачной князь с оргамака, а новобрачная княини выйдет ис саней и пойдет на место за стол, и под новобрачново князя и подо княиню постилать потому ж; и встанут из-за стола и выступят из горницы, и постилать под новобрачново князя и подо княиню потому ж. И как приедет новобрачной князь к себе на подворье и сойдет с оргамака, а новобрачная княини выйдет ис саней, и постилать под новобрачново князя и подо княиню до сенника потому ж.
               Ин чин свадебной. Как князь молодыи приедет на двор за посад, а княиня бы на месте седела, а сваха бы седела подле ея, да и отец бы и мати, и бояря и боярыни седели на готове. А князя бы молодово бояря седячие стретили на дворе, и как князь молодыи войдет в горницу, и в те бы поры отец и мати, и сваха, и боярыни стали, а княиня бы не вставала, седела на месте, а прикрылася бы накидкою. И князь молодыи сядет подле княиню, а отец и мати, и тысяцкои, и бояря сядут по своим местом и маленько поседя; и друшка, пришедчи, благословитца у отца и у матери, а сваха бы стала, а в те поры ничего сваха не говорити, а изо стала не выходити свахе, а кланятися образом на все четыре стороны, как дружка. И соимет покрывало з блюда, и завесят покрывалом княиню ото князя молодово; и завесив со княини сняти шапка, и через завесь свахе чесати у князя молодово голова гребенем, да после того у княини молодые голова чесати по трижды. И как сваха учнет у князя и у княини голову зачесывати, а в те поры бы друшка сыр колупал и перепечю режет. И как зачесав голова, у княини молодые розплесть коса и заплетати косы, и укрутити княиня молодая и, укрутя, покрыты покрывалом, а на покрывале нашити крест, и, покрыв, и друшке и свахе кланятися образом, и благословитися у отца и у матери, и осыпати осыпалом, и после осыпала ширинки давати; а после того священник обручает князя и княиню. А в сенях поставити поставец и питье, а боярские люди в сенях седят, и подчивати их питием.

                                                                                       Чин свадебной
               Как бывает зговор, приедет жених с своими свойственными к тестю на двор в чистом платье, а с ним бывает отець или брат старейшин, наперед жениха ходит - один, а иные - по нём. И встреча бывает у коня и на крыльце и в сенях, стречает тесть, и садятся по чину за столом: которые приедут с женихом - в лавке, а тутошные - в скамье. И тесть понесет вина красные в кубках, а в те поры начнет говорити, хто приехал с женихом, отець или старейший брат, назвав благочинно тестя имянем: время нам начати дело говорити, о чем съехалися. И тесть велит священнику "Достойно" говорити, и воспоминает праотець Авраама и Сарру, Иоакима и Анну, и царя Констянтина и Елену. И благословив ту священник крестом, начнут говорити и писати записи зарядные и рядную, договорився, всколки заряд и сколко приданого, и приложив руки, и свершив записи, говорит священник "О тебе радуется...". И, взяв коиже свою запись, и емлют по сосуду меду, и меж собя здороваются и записи рознимают.
               А дары в те поры держат: тесть дарит зятя, первое благословение - образ, кубок или ковш, бархат, камка, сорок соболей. А являет дары, кому поволит тесть, и потом целуются и чаши пьют, и все здоровают: первое - жениху, а после тестю. Да идут в другие хоромы - к тещи, а с нею боярыни, и теща спрашивает отца женихова о здоровье и целуется с ширинкою да и с женихом, и со всеми потому же, да и боярыни.
               А невеста тут не бывает; а в середних обычаех - и невесты бывают туто; стоят подле матерей, а не целуются, и выходят вскоре. И пируют прохладно, а стола - не бывает.
               А на завтрее или по времени, как изволят, приежжает к тещи мати женихова и смотрит невесты, и тут ея дарят камками и собольми, а она даст невесте один перстень, а на завтрее пришлет крест или понагию да овощи с боярынею; и тое боярыню дарят обышнои убрус да волосник.
               А как приговорят день быти свадьбе, накануне роспишут, и пошлет жених к тестю роспись, кто во отцово место и в материно, и хто седячих бояр и боярынь, и хто тысецкои и поежжан и друшка и сваха. А тесть пошлет к жениху, кто седячих бояр и боярынь, и друшка и сваха, и кто, которые стороны те тут и съежжаются, прибирают наряды, лошади, а невесту положат за завесом на постельки.
               А как приспеет день, то съедутся на обе стороны, где кто учинен к столу. А столы бывают порознь, боярыни - себе; а жених и невеста не вкушают. У жениха говорят каноны, а у невесты также. И как время приспеет, пошлют от тестя к жениху старишего слугу сказати, что друшка и сваха едут с постелею: велите указати сенник и к которому месту приехати. а по обычному потклет. И ему укажут, и он, осмотрив, х которому месту приехати и то скажет.
               И друшка поедет в золоте, а перед ним человек 5 или 6 на конях в золоте, да у коня около его человек с 10 в чистом платье пеших. А за друшкою повезут постелю, в санях в налцевских, и летом - з головьем к облуку, покрыто одеялом, а в санях два санника сивых, а около саней люди боярские в чистом платье, а за облуком постельничеи станет человек старейшей в золоте, держит образ.
               А за постелею поедет сваха в наряде, а наряд бы был: летник желт, шубка черчата, в убрусе и в бобровом ожерелье. Будет зимою - ино в каптыре; в санях в налцевских же сядет одна.
               И как приедут ко двору, и конные люди с лошадей сойдут долой и пойдут перед друшкою на двор по два в золоте: а друшка приедет на двор на лошаде, и, не доехав лестницы, с лошади сойдет и дождется постели. Как с постелью приедут к леснице, и друшка женихов встретит и людем жениховым велит взяти постелю, и они многими людьми приступяся к санем, тех людей оттеснят и возьмут постелю из саней на ковре и понесут на головах.
               А боярские боярыни стретят сваху у саней в летниках да в шубках, сваха с теми пойдет за постелею после образа. А на нижнем крыльце стречает сваха женихова, а за нею боярыни ж боярские в шубках же. И пойдут друшки оба перед постелею, а свахи обе за постелею; и вшед в сенник, священник кропит по углом и где быти постели. А изготовят 3 девять снопов ржаных, поставят их стоима и на то ковер и постелю, и одеялом покроют. А в головах поставят образ, а в четырех углех на стрелках по паре соболей да по колачику крупичатому, да поставець, на нем 12 кружек с розным питьем с меды и с квасы, да ковш один, да чарка одна ж, чтобы была бес полки и бес кольца, или братина круглая без носка. Да туто ж устроити стол, покрыти фатою, где быти свечам и короваям в головах, да стольчик малой повыше того, да 2 блюда под крест, что будет на женихе, да под манистом, что будет на невесте, да 2 мисы, одна под колпак или под шапку, а другая под кику. А в ногах устроити стол, где быти платью, да в одном углу устроити завес, а за завесом пуховичек на ковре, да зголовеицо, кумган воды теплой большей, 2 таза, лохань большая, две простыни. Да туто ж изготовити 2 чехла, мужской и женской, рукомойник, лоханка, полотенцо, 2 шубы нагольные. И изготовя то все, друшки и свахи наперед вышлют всех, и сами выйдут, а сенник замкнут и запечатают друшки оба своими печатми. А оставят тут перед сенником постельничих двух старейших человек в золотном платье, и сами друшки и свахи пойдут; и быти у них столу у постельничих без скатерти.
               И друшка и сваха невестина поедут к тестю на двор, а провожают их - друшку друшка до коня, а сваха сваху до нижнего крыльца, а боярские боярыни- до саней. А в хоромы друшка и сваха приежжие не ходят и седячие бояря и боярыни их ни встречают, ни провожают. А в кою пору устраивают постелю, и люди, которые будут с постелею и с друшкою и свахою, потчивают на дворе, устроив столы и скамьи. А как друшка и сваха, проводив постелю, приедут к жениху, и у жениха в хоромех стол большей, и скатерть, и судки, и хлеб, и колачи одни до последних седячих. И сядет отець по конец стола, а тысецкой в углу, а в большем месте жених, и подле его мати, и под нею седячие боярыни: на всех летники желтые и шубки червчаты, в убрусе с ожерельи бобровыми, а в зиме - в кантурех. А против боярынь в скамье бояре седячие, а в кривом столе и в лавке и в скамье поежжане в золоте; свещник - опоясан, ферези спущены, кафтан золотнои или цветной, шапка горлатная, через плечо кошелек бархатен или камчат или кушак, как свеча держати, а свеча - пуд с четвертью; два короваиника, также ферези спущены через плечо, по 2 кушака, короваи обшит бархатом или камкою на носилах, носила обшиты бархатом или камкою, покрыти короваи наволочкою или кушак золотнои. Туто ж поставец полной, другой в сенях. А лошади держати готовы в нарядех, чепи гремячие под золотными покровцы. И как, изготовясь, пошлют друшку и он, поклонився на 4 стороны, приходит к свекру, и он с ним приказывает челобитье к свату от себя, и тысецкой, имярек, и бояре, и весь поезд, и друшка поедет. А перед ним так же бы человек пять или шесть верхом в золоте, и у коня в цветном людей не мало.
               И приедет на двор, а люди с лошадей сойдут за вороты и идут на двор перед ним пеши. А у них также изготовят стол большей потому ж у задние стены, скатерть, сутки; тесть по конець стола, а теща в лавке, а под нею седячие боярыни, а против их в скамье седячие бояре. Да устроити место середин избы против дверей, оболочено 2 зголовеица нарядных, новобрачному и новобрачной, стол, на столе две скатерти, судки, колачь, перепечка, на столе на мисе короваи, на другой сыр; по конець стола тысецкому место, а подле невесту двум свахам места, против скамья против новобрачново и новобрачные два или четыре поежжан, а против свах друшки, а поконець за судками место попу. А у места и за местом боярыни боярские: одна держит на блюде кику, другая - покров на блюде, третьяа - на блюде ж - волосник, подубрусник и иное, четвертая осыпало на блюде: хмель 3 девять, лоскутков собольих 3 девять, лоскутков розных цветов камки и тафты 3 девять, пенязеи серебряных золоченых малых.
               А поежжаном достальным стол кривой, а поставець полной: свещник опоясан, ферези спущены, шапка горлатная или рыся, кошелик бархатен или камчат, в чем свечю держать, а свеча - пуд без четверти: да 2 короваиника, также опоясаны, ферези спущены, по 2 кушака через плечо, а короваи обшит камкою или тафтою, а носила также обшить и покрыть наволочкою или кушаком золотным. А в сенях поставець ж, а на дворе столы без скатертей и скамьи и на полы с пивом и с медом, а на столех погребцы с вином.
               А как друшка женихов приедет, и люди встречают у ворот и середи двора, и у лесницы, а на крылце друшку стретит друшка ж. А как войдет в ызбу и кланяется образом на 4 стороны, и говорит тестю: а государь, имярек, велел челом ударити, свекор поминает имены и правит челобитье. Потом от бояр - тестю и бояром, потом теще от свекрови и от боярынь, и боярыням от свекрови и от боярынь, но имяном, потом - тысяцкои, имярек, и весь поезд велели челом ударити тестю и бояром. И говорит: тысяцкои, имярек, велел говорити: жених, имярек, готов ехати к месту. И тесть говорит: как будет время, и мы пришлем друшку, и он поедет.
               А приехав друшка к новобрачному, и они отпустят сваху в санях налцовских в наряде желтом; и как сваха приедет, и у саней стречают боярыни боярские, а на крылце сваха, и как войдет в ызбу, и боярыни из за стола выходят и целуются, и идут с нею все, где невеста занавесом наряжена. А на невесте бы венець, летник желт, шубка червчата. И сваха с нею целуется и говорит, время государи тебе идти к месту. И мати ее тут благословит и положит на нее манисто или понагею и целует, а она всхлипает. А в те поры поют песни. И как по времяни идти к месту, пойдет наперед мати, а за нею новобрачная, с правые стороны поведет сваха болшая, приежжая, а с левую другая, а за ними боярыни, и, пришед, кланяются невеста с свахами на четыре стороны.
               А тесть и теща и боярыни пойдут за стол по своим местом, а священник говорит "Достойно" и благословит крестом одну невесту и кропит водою место. А друшка в те поры отцу и матери говорит, имярек: благослови дочь свою на место. И отець и мати говорят: Бог благословит. И в те поры вжигают свечи пред образом, а тот священник, изготовив к обручанью две свечи, витые вдвое, и иаготовя, пошлют дружку к жениху, и он, приехав, на двор так ж, как и с постелек" приежжал, и встречают его.
               А как войдет и кланяется на 4 стороны и правит челобитье от тестя к свекру и бояром от бояр, и свекрове от тещи, и боярыням от боярынь, и тысецкому, да говорит тысецкому: имярек велел говорити, имянем назвав тестя,- время жениху ехати к своему доброму делу,- и, изговоря, едет к себе.
               И как отъедет друшка, и тысяцкои с поежжаны, встав, учнут кланятися и говорити тысецкому отцу, имярек, и матери, имярек, и изволили естя сына своего сочетати законному браку, и вам бы его благословити ехати к месту. И отец и мать выйдут с ним из за стола и кланяются на 4 стороны образом, и говорят сыну своему: Бог тобя благословит и помилует и подаст ти подружие благо законно, во здравии и благоденствии,- и благословит его крест с мощми на гоитане, и положит на него своими руками, а мати положит перстень на руку. И пойдут ис хором, первое - друшка, поежжане по 2 в ряд, которые помоложе - те наперед, а которые почтенее - те опосле. А после всех пойдет новобрачной, а у него с правые стороны тысецкои И садятся на лошади - наперед поежжане, покаместа новобрачной на аргамак сядет, а они в те поры по двору на аргамацех и на конех прыгают; и поедут з двора также по два в ряд, а из за ворот перед ними поедут люди их, которые в золоте. А у них бы было по человеку у стремени, свещник да короваиники, потом священник со крестом, а, мало поотделясь, перед поежжаны- друшка, около его люди, потом поежжане по 2, а за ними люди - с покровцами и с попонами, и простые,- сколько хто за собою возмет, кои ж около своего. А перед новобрачным и перед тысецким 2 конюшие идут в золоте с батошки с малыми, а за ними идут с покровцы конскими. А около новобрачного и тысецкого идут люди в цветном платье; и на двор приедут, тем же обычаем и вверх пойдут.
               Туто благословляет священник крестом, а встречает от тестя один друшка. идет перед новобрачным и перед тысецким, а тесть и седячие бояре ее встречают, и, в хоромы пришед, станут по обе стороны. А тысяцкои с новобрачным, пришед, учнет кланятися образом на 4 стороны, а друшка новобрачново соимет в те поры отрока, которой седит с невестою на новобрачного месте, а говорит говоркою: аргамак тобе в Орде, а золотые в Угре.
               И священник благословит новобрачново одново на место, а тысяцкои сядет и поежжане по местом, и священник, приежжеи и тутошнои, велят местные свечи зажигати. А поставят свешника новобрачново против новобрачного, а невестина против ее, а короваиники вместе обои носила, и потом начнут обручати, и по обручанье жених невесту целует'. И потом свахи, став обе не выходя из места, кланяются образом на 4 стороны и говорят тестю и теще: имярек, благословите детем своим, новобрачному и новобрачной, голову чесати. И потом закроют, и сваха головы чешет и косу росплетает, и кику кладет.
               А друшка в те поры болшеи кроит короваи и сыры с 4 углов краики, сложит на одно блюдо да укрухи режет и сыр колупает, кладет по блюдам. И на первое блюдо положит ширинку, где краичики, поднесет новобрачному, имярек, и молвит: новобрачная, имярек, челом бьет - короваи и сыр и ширинка. И он возмет одну ширинку и положит ее у собя, потом тысецкому с поежжаном по росписе, а ширинки по ярлыком, всякому на блюде - укруг коровая да глыбка сыра да ширинка. Да и тут тестю и теще седячим бояром и боярыням - всем по блюду. Да посылают с людми отрадными; свекру и свекрови и к седячим бояром и боярыням так ж на блюдех всем по укруху коровая и сыра и по ширинке; и которые своиственые у новобрачново и у новобрачные, хотя их туто и нет, а короваи им и сыр и ширинки посылают. А как тысецкои и поежжаня короваи примут, и в те поры станет тесть и подносит тысецкому и поежжаном вино, а иным велит подносити седячим бояром, а людей боярьских тут в хоромех и в сенех и на крылце и на дворе потчивают и дают ширинки, кому буде тесть прикажет.
А как новобрачную покроют, и венець на блюде понесут в другие хорома и в те поры сваха болшая осыпает, а тысяцкои встанет и новобрачново подымет, а священник учнет говорити "Все упование мое", а друшка благословляется у тестя да и у тещи: благословите детем своим итти к венчанию. И новобрачной, поклонився и тестю и тещи челом по обычаю, и возмет невесту свою сам за руку и пойдет с нею, а поежжаня перед ним по прежнему.
               Поежжаня потому ж садятся на лошади, наперед новобрачной на аргамак, а новобрачная в сани сядет одна в облуку, а свахи обе против ее, а боярских боярынь к венчанью не емлют. А как венчаются, на подножие положити пара соболей, розняв, под новобрачново соболя, а под новобрачную другой. А скляница бы была без руковеди, ис которые, пив, розбити, а ниц ее не опрометывати, и испустити ея из рук, и досталь розбити ногою. А от венчанья ехати к тестю на то ж место.
               И тут встречают у коня и на крылце бояре седячие, и сам тесть встретит в сенях, и целуется тесть с новобрачным. А новобрачной от венчанья идет и держит невесту свою за руку, а его поддерживает тысяцкои, а ее - свахи. И как итти в сени, и тут осыпает их теща, а как придут в хоромы и, покланявся, сядут по своим местом, и тесть понесет новобрачному вино, и красные вина понесут, и он кушает наперед краичики и сыр.
               И понесут в столы наперед лебедь, поставят перед новобрачново, и он, приняв, наложит руку да велит обрезывати. И ставят в стол лебедь и посылают к тестю и к тещи и к седячим бояром и боярыням, по блюду роскладывая ю косткам, да по кубку романеи, и подают птицы.
               Изза третие ествы станет новобрачной, а с ним тысецкои да дружка един, и учнет звати, а говорити учнет друшка тестю: имярек, новобрачной челом бьет, чтобы пожаловал завтра у него пировал,- тещу тако ж, седячих бояр и боярынь по именом всех. А в кою пору друшка говорит, а новобрачной кланяется в шапке наголнои. И, позвав, дружка в те поры соимет скатерть верхнюю и блюдо, на чем краичики и сыр и свертев отдаст людей своим, а велит отнести в сенник.
               А поежжаня пойдут ис хором и учнут садится на лошади: а тесть, взяв дочь свою и пришед к дверем, назвав благочинно имянем зятя своего: судьбами Божиими дочь моя приняла венець с тобою, имярек, и тебе бы жаловати ее любити законным браком, как жили отцы и отцове отець наших. И он тестя поцелует в плечо да пойдет с новобрачною и сядут на лошади по прежнему обычаю, а новобрачная в санях с свахами, и поедут к себе по прежнему.
               И как приедут на двор, и идут в сенник, а по простому в потклет, и тут их осыпает свекры: а идти по послану. А пришед, новобрачному и новобрачной сести на постели, и тысецкои, пришед, новобрачную вскроет, а молвит им: дай Господи вам здорово опочивати,- а свечи и короваи поставят на уготованных местех, и колпак и кику поставят на место.
               И в те поры станут говорити вечерню, новобрачной снимает наряд, а с новобрачной снимают за завесою. Да и пойдет тысецкои и поежжаны со всеми к свекру в хоромы; а в сеннике с новобрачным останутся 2 друшки, да 2 свахи, да постелничеи, и которым ближним людем боярским и боярыням велят, те с них снимают платье. Новобрачной на зипунок положит шубу наголную, а новобрачная в телогреи, да в шапках в горлатных; и дружек и свах отпустят, а оставят кому разути, да потом - промышляет.
               А тысецкои и поежжаня и друшка и сваха болшие пойдут в хоромы к тестю и к свекру, тут сказав, что Бог сподобил дети ваши, имярек, у венчанья быв, легли опочивати здорово, и тут прохлажаются. А друшка и сваха другие поедут к тестю и скажут, что доехали и легли опочивати здорово. А постелничеи два седят у двери безотступно, а как новобрачному время, полежав и проведав, и он кликнет постелничево и велит позвати ближнюю боярыню, и сам, быв за завесой и обдався водою, положит на собя чехол, да шубу наголную. Да пойдет новобрачная с боярынею или и з двема, и там обздадут ее. И сорочки обе смочат в тазех. А новобрачная потому ж на себя положит чехол и шубу нагольную да велит позвати к себе друшку, а сам сядет на болшеи постели, а новобрачная за завесом на пуховичке.
               И друшка придет, и он пошлет ко отцу и к матери, а скажет, что дал Бог здорово. И они пошлют сваху, и потом придет тысецкои да ближней кто сердоболь к новобрачному, а к новобрачной придет свекры и своиственые боярыни и принесут кушанье на руках, студень крошеная птичья с сливами и с лимонами, с огурцы. И новобрачново кормит тысецкои, а новобрачную свекры с боярынями за завесою. А дружку в те поры пошлют к тестю и к теще, и друшка, приехав, говорит, назвав имянем: велел вам говорити новобрачной, имярек, Божиим милосердием и вашим родительским жалованьем и бережением мы, дал Бог, здорово, и на том на вашем жалованье челом бью. И з друшкою тут целуются тесть, подарит чарочку или ковшик, а теща ширинку. И в те поры в обеих дворех бывает веселие и прохлад.
               А как обручати и венчати, и вечерня в сеннике говорити, и назавтрее, как выйдет новобрачной из мылни, молитва и заутреня, и молебен, и часы говорити,- то священниково действо по уставу и по изволению могущему вместимая вмещати. А как свекры и друшка и сваха из сенника выйдут, а жених с невестою что хотят, то делают. А у сеника и под крылцом привязывают жеребцов и кобылиц, и жеребцы в те поры, смотря на кобылы, ржут. И потом поезд и седячие бояре и боярыни, и друшки, и свахи с обеих сторон разъежжаются по себе, а свойственные по совету и ночуют, а свечи во всю ночь горят. А к утру велят держати мылни.
               А на завтрее друшки и свахи на обе половины съедутся, и от тестя пошлет друшка меншеи к болшему друшке людей с мыленными суды и с простыни, а судов котел меденик с кровлею, 2 таза, 2 простыни на полки, 2 простыни на воды. И прикажет: как двинется новобрачной, чтобы ему весть учинил, друшке друшка. И как новобрачному встати, призовет постелничево и велит к себе выти друшке, а мовников велит послати в мылню. И как будет готово, и друшка придет, и он, встав в башмаки, и шубу наголную на собя да шапку подскорную, пойдет, закрывся рукавом. А новобрачная лежит на постели, покрывся одеялом, и тот час к ней войдет сваха да боярские боярыни и ее учнут подымати. А в те поры сурна заговорит и трубки, и накрачии заигрывают; и, новобрачную подняв, положат на нее летник бел, шубку золотную обышную, шапку горлатную, и идет, накапками закрывся, в хоромы. А ей изготовят занавесом постелку, и она ляжет.
               А друшка пошлет к тестю на двор, а велит сказати друшке ж, что новобрачной пошел в мылню, и новобрачная двигнулася. И сваха другая к новобрачной поедет, а тесть друшку отпустит к новобрачному с мылеными дарами, и друшка поедет в золоте тем же обычаем, а за ним в санях под полстью мыленные дары в коробьях.
               А приехав к мылне, розбирает и дает людем держати на руках сорочка, порты, пояс с мошною, в мошне золотые, нижней пояс, ногавицы, ичётыги, башмаки, зипун, шуба наголная, шапка черевья. А наперед подадут в мылне чехол, башмаки. И к мылне съежжаются поежжаня, тысецкои с товарищи, а тут устроены поставци с питем, хто изволит - пьют, и людем подают, а накрачеи играют, и мовников дарят ширинками. А из мылни новобрачной в сенник идет и тут поопочинет. А новобрачные в мылню не водят, тут ее умывают и, как будет время, положат на нее кику и наряд, да идут свахи с нею в сенник, а новобрачной в те поры выйдет со всеми в свои хоромы, нарядятся в золото. И по обручаню посадят на постелю, и свахи положат на нее покров, и новобрачной со всем поездом в наряде придет в сенник и сядет подле невесту, а тысецкои и поежжаня сядут по чину. И входит ту свекор с бояры с седячими и сына своего целует и здоровает ему женився, да невестку свою вскроет и здоровает за мужем, и все здоровают. И тут сыну своему и снохе своей на вскрыванье явит благословение свое, образы или кресты и понагеи, села вотчинные. И приносят тут куря и кашу, и князь молодой кушает. И пойдут новобрачной со отцом и с поежжаны в хоромы, а новобрачная с свахами в другие хоромы к свекрови, роскрыта, и свекры и боярыни тут целуются и здоровают и благословляют кресты или понагеи, перстни, и в те поры готовят взвары.
               И как время будет, сойдутся в болшие хоромы, а на столе изготовлены овощи, на скатерти, без судков, без хлеба. И плате золотное сложат, будет летом- положат охабни, а зимою - шубы наголные, а боярыни - летники белые да шубки червчатые, в спусках, а зимою в каптурах. И сядут свекор с свекровью по конец стола, а новобрачных посадят в болшом месте, а там свахи да седячие боярыни, а в скамье тысецкои да седячие бояре, а поежжане в кривом столе. Да понесут взвары, а от тестя приедет друшка с дары и подносит на блюдех, свекру сорочку да порты, а говорит, назвав имянем: новобрачная, имярек, челом бьет,- и он приимет, а новобрачная поклонится, а в те поры все стоят. А свекрови - камка, а боярыням - по тафте, также подносит на блюдех и говорит, а новобрачная кланяется. А в обычных местах свекрове тафта или дороги, а боярыням седячим по сорочке да по убрусу, да по волосинку, а тысецкому и седячим всем бояром по сорочке да по портам, а поежжаном не живет. И кушав овощи, принесут дары, и сына благословляет отец и мати образы и платем деланые золотные, и шубою, и суды, и лошади подводят в нарядех, и жалует его людми и вотчинами, и мати потому же благословляет. И потом сноху жалуют саженьем и платьем и судами, И тысецкои и седячие бояре новобрачиово и новобрачную подарят, кто чем изволит.
               И пойдут в свои хоромы, а велят готовити лошади и, как время дойдет, нарядятся в золотное плате и поедут на двор к тестю тем же обычаем, как к месту ехали: священник наперед со крестом, да поежжаня, да тысецкои с новобрачным; и как на двор взъедут, и у тестя накрачеи и трубники играют, и у тестя бывает стреча: люди на дворе и у коня и на крылце. А стречают свойственные, и тесть встретит в сенях и целуются с новобрачным и с тысецким и с поежжаны, а у тестя в хоромех за столом в болшем месте теща да седячие боярыни.
               А на столе скатерть без судков и овощи. И встретит тесть с седячими, войдет в хоромы наперед, и станут по своим местом, а новобрачной войдет с тысецким, перед ними один друшка, их, да другой, тутошнои, а поежжаня идут за новобрачным. И теща изза стола мало выйдет и спрашивет зятя о здоровье и целуется с ним с ширинкою, и боярыни седячие, выходя, с новобрачным целуются все с ширинками. А с тысецким и с поежжаны целуется - теща с ширинками, а боярыни иные и без ширинок. И садятся боярыни в лавках по чину, после тещи сядет зять, а в углу тысецкои, по конець стола тесть, в скамье седячие бояре, а поежжане в кривом столе потому ж.
За овощи тесть понесет вина, и понесут взвары, и кушают овощи, и, сняв овощи, переменят платье, и понесут завтрок - полной стол. А боярыни в том плате и седят: летники белые да шубки червчатые в спусках.
               И как учнут издавати, и новобрачной станет изза стола, а с ним тысецкои, а друшка станет звати тестя и тещу и седячих бояр и боярынь, назвав именем, новобрачной челом бьет, чтобы тебе пожаловати сегодни у новобрачново за столом быти и пировати, да вышед в сени, опять положат золотное плате и поедут к себе тем же обычаем.
               И приехав к себе, мало поопочинут, а в те поры готовят стол. А как время приспеет, новобрачную нарядят в болшеи наряд и пошлют друшку звати тестя и тещу и седячих бояр и боярынь к столу.
               И тесть поедет в наряде в золоте, а с ним седячие бояре потому ж в золоте, по 2 вряд, а за ними люди около коней пешие. А теща поедет в санех потому ж, и боярыни - в золотных летниках и в спусках, по одной в санях.
               И приедут к свекру на двор - бояре к лесницы, а боярыни - к другой, и тут встречают бояр бояре, а бояры к боярыни, на крылце и в сенех по достоянию. И где быти столу, тут на столе овощи.
               Наперед придут боярыни, а сядет в болшем месте теща, под нею новобрачная да свахи, да боярыни приежжие, а под ними - тутошные, а ниже всех сядет свекры. А тесть сядет по конець стола, подле ево свекр, а в скаме седячие бояре приежжие, а под ними тутошные. А новобрачной приседает подле отца, а тысецкои и поежжане в кривом столе.
               И как повместятся, свекр выходит да и приежжие бояре, и кланяются свекрови и тутошным боярыням, н спрашивают их о здоровье, и целуются, и потом переменяют плате, вышед в сени. И садятся за стол, подносят вина и овощи и взвары кутают, и потом овощи снимают, и понесут сети. А новобрачной, вставая, потчивает ко отцу и к тестю, и к теще подносит кубках питье, вина и меды красные. И как стол учнут здавати, и тесть станет, а друшка другой учнет говорити свекру, назвав тестя имянем: бьет челом, чтобы тебе пожаловати завтра у него у стола быти и пировати. И новобрачново, и седячих бояр, и свекровь, и боярынь по имяном друшка зовет, а тесть кланяется, а новобрачной тестя и приежжих бояр потчивает.
               И как время дойдет, принесут дары: кубок двоичатои или с кровлею, бархат или камка, и, наложив сосуды меду, учнет говорити свекор тестю: дай, господи, нам здорово быти с детми своими,- назовет сына и сноху имянем,- детками своими много лет. А друшка болшеи в те поры станет сказывати, назвав тестя имянем; челом бьет зять твои, имярек,- кубок двоичат золочен, бархат таков цветом, сорок соболей, да теще дары также являет друшка: братина или стопа, камка, сорок соболей, назвав имянем, зять челом бьет, дары велят приняти.
               А боярыни пойдут с новобрачною к себе в хоромы и по времяни, как сети, положат на собя наряды. И тесть, и теща, и приежжие бояре едут к себе тем же обычаем, а провожают их до лошадей, а боярыни до шеи - и прохлажаются на своих дворех, на обе половины бывает веселие. А друшки и свахи дожидаются, как пойдут новобрачной и новобрачная в сенник, и, положив их, розъежжаются по себе.
               А на завтрее готовят мылну, и друшка от тестя приежжает с мыленными дары, полегче тех: сорочка, порты, пояс, полотенцо,- и что будет иное пришлет. А как из мылни учнет выходити, и тысецкои и поежжаня приедут, и, нарядясь в сеннике, пойдет новобрачной со всем поездом в хоромы отцу челом ударити и матери, а у них изготовлены овощи потому ж обычяю.
               За столом мати, новобрачная и свахи, и седячие боярыни, и бояре в скамье, и садятся по чину, и кушают овощи и взвары. А в те поры приедет друшка от тестя и зовет отца и матерь, и новобрачново с новобрачною, и сидячих бояр и боярынь, и его, потчивая, отпущают, и сами завтрокают, переменив платье.
               А у тестя изготовят столы по чину и овощи, и, как время дойдет., пошлют друшку же звати к столу, и отець поедет у сына правую руку, тысецкои по левую, а поежжаня перед ними по прежнему в наряде, а седине бояре за ними так ж в наряде. А мати в санех в наряде, а против нее новобрачная, да боярыни седячие и свахи в санех по одной. А свахи садятся противу седячих боярынь, которые едут в первых.
               А приехав, входят в хоромы, и встреча бывает им по чину: тесть встречает свата и зятя, а теща встречает сватью и дочерь. И входят за овощи, целуются приежжие бояре с тутошними боярынями, и понесут вина, взвары, и кушают овощи. И как время дойдет, боярыни пойдут в свои хоромы, а они туто после овощей и учнут розделыватися в приданом и рядне подписывают, а будет в чем спор, и они откладывают до иново дни. А потом садятся за стол порознь: бояре себе, а боярыни в других хоромех.
               После стола тесть благословляет зятя образы и дары: кубки и бархаты, камки, и соболи, и лошади в нарядех, и доспехи,- и здоровает. Чаши пьют с сватом и с тысецким, и после стола на поезде положат на собя нарядное платье, да пойдут отець да новобрачной и тысяцкои и старишие бояре к боярыням в хоромы, а с ними тесть - благословляет дочерь свою образы, платьем суды, перстни, вотчину, приданые люди, потом теща зятя благословляет образы, плате, суды, да дочерь свою благословляет и жалует сажаньем и платьем. И потому поедут к себе тем же обычаем в нарядех, а в ыные дни съежжаются и пируют по произволу.

                                                                           Чин меншеи свадебной
               А во обычных обычаех ведется - кому по чину свадбы учинити невозможно от недостатка или вместе, и зговор бывает, новобрачной приедет с своими к тестю и договариваются: в кольки писати зарядные и что приданово. И для людей пишут в рядную приданово побольши - а в том живет договор, что его не взяти: а пишут для того слишком, чтобы показати было свойственным почестнее. И написав рядные, и за рядные меж собя здороваются и рознимают, и тесть зятя благословляет, образ, буде окладново поскупеет, ино гладкой, да подарит отласец или дороги, или лук. Да потом ходят к тещи, и теща спрашивает о здоровье и целуется с ширинкою, и невеста с свекром целуется с ширинкою. А выных местех и жених невесту целует - подносят в то время ширинку от невесты. И потом розъежжаются.
               А как день приговорят свадьбе быти, жених с поездом своим благословяся у отца и у матери, изза стола поедет к месту и пошлет перед собою друшку, а велит сказати, что новобрачной к месту едет, чтобы у них было готово; и доспросит - где новобрачному опочивати, и осмотрит постели, замкнет и приставит своего постелничего.
               И у тестя в то время невесту посадят на место, а с нею сваха и своисвенные садятся по чину за столом. А у места на столе скатерть и судки, колачик, перепечка на блюде, короваи, сыр, осыпало, убрус и иные укруты, покров. Да у тестя же бы был готов свещник, короваиник 2 коровая на носилах. И наперед новобрачново придут свещник да короваиник и два короваиника - женихов и невестин - носила с короваи возьмут и станут на свое место. А перед новобрачным люди в цветном платье, да свещник, да короваиник, да за тем священник со крестом, друшка, поежжаня, новобрачной с тысецким и войдут в хоромы, кланяются образом. И, благословясь у тестя и у тещи, садиться новобрачной на место, и поежжаня по чину, и священник обручает по уставу, и после обручаня жених невесту целует. Сваха, став, кланяется и благословляется у новобрачново и у новобрачной голова чесати.
               А друшка в те поры короваи и сыры кроит и ширинки по блюдам роскладывает, и подносит новобрачному и тысецкому и поежжаном, а говорит: новобрачная челом бьет. А тесть потчивает тысецково и поежжан, подносит питье.
               А как покроют - и сваха осыпает осыпалом, како будет по изволу изготовлено. Да как станут изза стола и поедут к венчанью, и от венчанья приходят - и на крылце осыпает теща и тесть, и тутошные стречают на крылце и в сенях, и целуются с новобрачным и с тысецким, и с поежжаны. И садятся за столом по своим местом, и тесть подносит вино, и понесут кушане, и седяд за столом по изволу: а инде ставают изза третие ествы, а инде седят во весь стол, потому что без отъезду и жених тестя и тещи не зовет, потому что тут со всем.
               А как новобрачному идти к постели, и тесть, став у дверей, дочерь свою выдает, назвав зятя имянем благочинно: судбами Божиими дочь моя приняла венець с тобою, имярек, и тебе бы пожаловати ее любити законным браком, как жили отци и отцове отець наших. И он тестя поцелует в плечю, да и пойдут в потклет, и теща опять осыпает, потому что свекрови нет туто.
               А идут по послану, а как придут в потклет и, поседев маленко на постели, тесть придет да дочерь свою вскроет, да пойдет к себе. А принесут куря и кашу и учнут говорити вечерню, а с новобрачноно плате снимают, и потом выходят. И как по времени новобрачной друшку со здоровьем пришлет, и теща приходит кормити, а приносит кушане на руках.
               А на завтрее по времени ходит в мылну, а к мылне посылает тесть мыленные дары, сорочки и порты. А из мылни новобрачной входит в подклет, и тут к нему съежжаются тысецкои и поежжаня. А как время дойдет, и у тестя изготовят овощи, и боярыни сядут за столом по чину, и новобрачной с поездом приходит и тесть и теща спрашивают его о здоровье, и целуются с ширинками теща и боярыни, и подносят вина и взвары. И как по времени выйдут, плате переменят за стол, и боярыни выходят в свои хоромы, а в те поры изготовят стол, и садятся за стол по чину и по изволу, выных обычаех вместе с новобрачною и з боярынями за стол, а выных обычаех порознь. И как стол издадут, и, прохладився, новобрачной пойдет в потклет своими поежжаны, и тут прохлажався, а тут живут потешники. А новобрачная у матери. А как по времени тысецкои и поежжаня розедутся, и новобрачной по новобрачную пришлет, и опочивают.
               А на завтрее к мылне опять посылают сорочку и порты, и выходит из мылни в тот же потклет, а к нему приедут тысецкои и поежжаня. И как по времяни приходят к тестю в хоромы до овощей, и тут бывает розделка, саженя и платя приданово смотрят, и за сколко которое саженье и плате - помечают, и как розделаются и на рядной подписывают и зарядные кои ж свою назад емлют.
               И розделався, пойдут в другие хоромы к теще, а у ней новобрачная наряжена, и овощи, и теща вино подносит зятю, и тысецкому, и поежжаном. И овощи и взвары кушав, выходят и, переменив платье, ходят за стол, где будет стол изготовлен. А после стола подают заздравные чаши, и тесть зятю здоровает, благословляет его и дарит, чем кто похочет. И потом поедут к себе, откуду поиехали, и отець и мати дочерь свою на отпуске благословляют и дарят, чем кто изволит.
               И приежжает новобрачной в дом, ко отцу своему и к матери, а у них к тому времяни призваны свойственные бояре и боярыни. И пошлет перед собою весть, и как приедут, и новобрачной приежжает ко отцу с поездом челом ударити, а новобрачная - к матери. И там сложат с собя ездовой наряд и нарядят ее по чину, и как нарядят - и тут приходит отець, и сноху свою спрашивает о здоровье и целует, и она подносит ширинку, а свекровью и с боярынями целуется с волосниками.
               И потом приходит новобрачной с поежжаны матери челом ударити, и мати его спрашивает о здоровье и целует, да потом идут за стол за овощи. Первое усядутся боярыни, да потом бояре, а в те поры понесут дары от новобрачные ко отцу на блюде, сорочка да порты,-а являет друшка, а новобрачная кланяется, да потом к матери - камка или тафта, сорочка да убрус, потом своиственым сорочки и порты, а боярыням сорочки да убрусы, а волосники были,- а являет друшка, а новобрачная кланяется.
               И потом бывает стол, по изволу - вместе или порознь. А будет в тот день приезд будет поздо, и овощи и дары и стол бывает на завтрие, или на третей день. А после стола новобрачного отець и мати жалуют здоровают и благословляет образы, и жалуют чем изволят сына своего и сноху свою. Потом здоровают свойственные благословляют новобрачного и новобрачную образы, а боярыни новобрачную дарят кресты или перстни - и потом бывает веселие.

                                                                                    О чину свадебном
               Свечи делают неровно и велики и середния, а середняя свеча новобрачного весом 5 ф, в длину трех четвертей аршинных. А новобрачный свеча весом 4 ф. в длину семи вершков. В чинех ведетца: новобрачная свеча поменши, полегче и покороче, а делают свечи по своим. Короваи два бывают: один у новобрачного, а другой у новобрашные; и присылают носила к новобрашные и ошивают у новобрашнои, а покрывало новобрашново живет, на нем крест нашивают. А носила под короваи у новобрашново делают середния, ни велики ни малы. К венчанью перепои и скляница от новобрашныя.
               К новобрашново к отцу да к матери с кронными и з дары посылают. А бывает, что кронные посылают и без даров. У обручанья перстни, чем новобрашнои с новобрашною у венчанья меняетца, делают: ручки сцепныя, и колечка складныя или перстни с печатми, золотыя и серебряныя, а со станками и с каменьем на обручанье перстни в свадебных чинех не ведетца.
               А к венчанью ехать, новобрачной и новобрашная с места ходят к лошадям и к саням, и по пути их подношка не стелют, ходят с места просто, без подношка.
               А как к церкве придут, где венчатися, и с лошадей ссядут, а новобрашную ис саней выведут - и взойдут в паперть, а в паперти до церковных дверей и во дверех через порог и до среди церкви постилают новобрашным по пути подножие, а поставят их среди церкви на подножие же.
               А подножие бывает новобрашные отца или матери - хто выдает.
               А постилают тафты, и зендени, и киндяки,- как кому соидетца.
               А от венчанья из церкви новобрашныя к лошадем и к саням ходят просто, не постилают по пути ничево. А как от венчанья приедут новобрашныя ко отцу или к матери в дом свои, и поезжане идут в хоромы, а новобрашныя идут к подклету, и тут под новобрашных по пути от саней по лесницам, и по крылцам, и по сенем, и по переходом и до подклета, и в подклете до постели постилают подножия. А бывают подножия новобрашново отца или матери в их дому, а постилают также по сходкам камки, тафты и киндяки, а инде и сукна.
               А как новобрашныя пройдут, и позади их подножия поднимают, да тоже наперед заносят да по их пути постилают.
               А как придут новобрашныя к подклету, и у подклетных дверей новобрашных осыпает мати, положа на себя шубу на извороть, а осыпав, мати идет в хоромы, а новобрашныя идут в подклет и сядут в подклети на постели. А с ними в подклете сваха, да друшка, да боярыни провожатыя, которые приедут с новобрашною, да и тутошныя боярыни верный две и три бывают. Да принесут новобрашному куря разварено да кашу, и новобрашнои, куря розломя, да отдаст, а каши покушает маленко. Да и к новобрашнои каши поднести. Да тое же кашу поставят и маранье приносят в подклет же, и с тою же кашею ездят к новобрашнои ко отцу и к матери. Да друшко новобрашново рознашает, да пойдет ис подклета в хоромы, а сваха и боярские боярыни разнашут новобрашную-и положат с новобрашным на постели да идут в хоромы же.
               А у подклета бывают постелничия: оберегают новобрачных здоровья.
               А новобрашнои промышляет своим делом - от чево дети родятся. И помешкав с полчаса, друшко идет к новобрашному и спрашивает ево здоровья, да пришед от новобрачного к отцу и к матери, правит челобитье и спрашивает про их здоровье. И отец и мати посылают друшку к новобрачному, а велят сказати про свои приход. И друшка идет да сваха тотчас к новобрашному, и возмут с собою боярских боярынь, которые новобрашную рознастывали и, пришед к новобрашному, скажет, что идут ево навестити отец и мати. И новобрашному встати и обутися, и положить на себя шуба нагольная или какая будет пригодитца. А новобрашную с постели боярским боярыням подняти и обнастати ея, а не обувати, положити на нее шуба да шапка черная лисья да посадить ея на постели. А как придут отец и мати, и новобрашная сидит против их, не вставает.
               И пришед к ним, отец и мати да новобрачных поцелуют и учнут их кормити. А друшка едет к новобрашнои к отцу и к матери и правит челобитья и сказывают такъже о здоровьи.
               А маранье от мылни садит друшка ко тестю да к тещи с кашею, что на подклете подносили новобрашъному, да с сорочками спальными, а привозит сорочки за материною печатью.

Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница


обратно в Новый ДомостройНовый Домострой


книга I
Кривая Империя
862-2000

книга II
Новый Домострой
1547

книга III
Тайный Советник
1560

книга IV
Книжное Дело
1561-1564

книга V
Яйцо Птицы Сирин
1536-1584

книга VI
Крестный Путь
986-2005
© Sergey I. Kravchenko 1993-2003: all works
eXTReMe Tracker