Мы уже вздыхали о неопределенности нравственного перевоспитания россиян. Озабочен им и наш Историк Макарий. Но прежде чем выслушать его рассказ о причудах раннехристианской этики, сделаем короткое отступление. Решим вопрос о скорости воспитания подрастающего поколения.
Когда-то, на третьем курсе института, изнывая от безысходности уборки винограда и конечности винных запасов райсельпо, мы занялись написанием научных рефератов на вольные темы. Моей темой была "Адекватность формы и содержания предметов повседневного употребления". Надо ли говорить, что оная адекватность была блестяще доказана оригинальным экспериментом. К коромыслу самодельных весов я привязал: с одной стороны - последнюю бутылку портвейна, с другой - две пустых бутылки из той же партии. Коромысло качнулось, сердца ученых замерли в тревожном возбуждении. И, о Чудо! - коромысло замерло в горизонтальном положении! Великая аксиома была доказана! Заучите ее, она вам пригодится в жизни:
"Вес содержимого священного сосуда всегда равен весу тары".
Конечно, сакральная аксиома работает только для "священных" сосудов. Нынешняя ПЭТ-бутылка к таковым не относится. Вовсе она не православная. Так что, если захотите проверить мои доказательства на практике, поищите "Портвейн-777" мартыновского разлива 1972 года в "огнетушителе" 0,8 литра зелена стекла. И когда ваш маятник качнется, и коромысло успокоится, вы вполне поймете частный вывод из моей бутылочной аксиомы:
"Период гуманитарного перевоспитания нового поколения равен средней продолжительности жизни этого поколения".
Ну, как? Ведь верно? Ведь правильно?
Если ты пускаешь слюни в пределах Садового кольца, женишься в сорок, болеешь с шестидесяти, не знаешь истинных названий очевидных членов предметного мира, то и воспитание твое тянется медленно. Вполне готовым к жизни вечной ты становишься только годам к восьмидесяти.
А если тебя гнобят в полуподвалах с рождения, в подворотнях - с первого звонка, в окопах - с последнего, то и сдохнуть ты готов уже к тридцати. Как Христос.
Не верите? А вот и проверка:
- Кто мудрее: бывший зампредрайисполкома, пенсионер союзного значения товарищ Хрюнделевич или безработный интеллигент из Назарета Иисус Иосифович?
Ответ очевиден. Аксиома подтверждена.
Отсюда понятно, почему за двадцать лет одного стандартного поколения с 1917 по 1937 год наш народ вполне исцелился от тысячелетней ломки и переориентировался в веру неоевангелиста Маркса. Это только туговатые евреи за своим Моисеем должны были бродить 40 лет. А мы в коммунизм маршировали вдвое быстрее - с 1961 по 1980. И, как видите, - дошли! Правда, не многие поняли, что Московская Олимпиада - это коммунизм и был. Но, только для Хрюнделевича из Садового Кольца. Обратно из коммунизма мы тоже успешно перестроились за 20 лет - с начала 1980-х по начало 2000-х.
Но отсюда же выходит, что и от языческого безобразия мы должны были легко отвыкнуть - с 988 по 1008 год? Но тут что-то не сработало.
Макарий скорбит:
- некоторые из русских христиан молились у рек, болот, колодцев;
- приносили жертвы идолам;
- предавались волхвованиям и чародейству, толпами уходили за волхвами, (как евреи за Христом - С.К.);
- массово пренебрегали православными праздниками в пользу языческих гуляний - играли на дудочках и гуслях; девки в голом виде заплывали за буйки и пели "русалочьими голосами"; пацаны увлекались мордобоем и восточными единоборствами; плясали и скоморошествовали.
Надо ли говорить, что скабрезные частушки о достоинствах князя и его материнской родни, исполненные под струнное трио и ударные за 1000 лет до Ливерпульского Пришествия, очень беспокоили верховное начальство.
Бережно сохранялось язычество и в быту. Многие похищали себе жен, вступали с ними в физический контакт без церковного венчания и освидетельствования. Молодежь обходилась обрядом "плескания", - его и сейчас можно наблюдать на любом пляже. Некоторые наворовывали сразу по нескольку жен. Помните: "А в соседнем ауле жених даже украл члена партии!"? Соответственно, меняли таких жен, как перчатки.
Сохранилось язычество и в торговле. Торговали рабами, в том числе крещеными. С этой бедой вообще пришлось смириться. Первый русский патриарх Иов при Борисе Годунове узаконил рабство известной отменой "Юрьева дня".
За языческими трудами народ забывал появляться в храмах, годами обходился без причастия.
Но самыми страшными языческими штуками в те годы считались беспробудное, повальное, запойное пьянство простого народа и кровавое братоубийство среди князей.
В наши годы тоже приходится вздыхать о непреодолимом язычестве россиян. Ни храм Господень, ни богоугодный вытрезвитель не могут образумить любителей жидкости №777.
А князья наши и того хуже. Чем водку пить, они не устают упражняться в кровопускании.
Макарий приходит к утешительному выводу, что православие хоть и не вправило мозги русскому населению и членам династии Рюрика, но смягчало временами их дикие выходки. Там чуть-чуть резни поменьше сделает, тут слегка меру выпивки убавит. С формальной стороны тоже все выглядело благочинно, - церквей в Киеве в конце 11 века насчитывалось до 600.
Нам, современным россиянам остается только сетовать, что Бог, которому мы доверили управление страной, не шваркнул молнией, не грянул истинным Чудом и не просветил нас во веки веков трезвостью, добродушием, верностью и честью, - а не дурацкими позолоченными палками да дефицитом портвейна в сельском ларьке. |