Глава 28. Первоначальное накопление привилегий

Вы не замечали, что почти на каждом старом базаре имеется церковь, а то и соборный храм? Оказывается, это - отголосок древней церковной привилегии. В начале церковной истории - примерно в 1135 году князь Всеволод II Ольгович написал устав прицерковной торговли. Для улучшения питания православного клира вокруг церквей выделялись участки для торговли с взыманием пошлины в пользу церковной службы. Там имелись поверенные весы, обитали умельцы устного счета и письменного отчета. Торговля на божьем базаре была менее опасной, чем на городских рынках, контролируемых местной братвой. Постепенно древние дачники и огородники столпились под божьей "крышей". Они вносили вступительный взнос "старым купцам" - тем, кто прибился к церкви раньше, чтоб они потеснились. В процессе торга отстегивались определенные проценты в пользу церкви и князя, разрешившего такое счастье. Сейчас это называется крышеванием, коррупцией, а тогда воспринималось как естественный ход вещей.
    Так нечего было и стесняться: за торговым переделом последовал судейский. В том же 1135 году Всеволод II раздал самым крепким церквям право суда по делам житейским, а не только духовным. Был составлен реестрик - с кого, за что и сколько причитается. Также оговаривалась схема дележки общака: 90% - князю, 10% - церкви - как бы на молитвы за "княжу душу".
    Для защиты карьерных прав священнослужителей был установлен свод правил, которому и поныне горько завидуют российские чиновники. Вот его животворящие пункты:
    1. В епископы избираются монастырские игумены и благочестивые иноки, так что выскочка приблатненный не очень то проскочит.
    2. Епископы не перемещаются по епархиям, коптят кадилом на месте  пожизненно, - как офицеры Звездного городка, а не строевых афганов. В общем, нету епископам откомандирования.
    3. Болезнь, хоть самая смертельная и продолжительная, не является поводом для смены епископа. Пусть епархия прозябает, но социальная защита торжествует.
    4. Зато по собственному желанию епископ может освободиться от служебного бремени очень просто. В документе, естественно, не оговаривается, кто из княжеской или митрополичьей администрации может устроить таковое "собственное желание".
    Что тут скажешь? - Все нормально! Кто же еще, кроме умеющих читать, писать и качественно говорить церковнослужителей, мог продвинуть через княжеские канцелярии документы о привилегиях?! Вот они и продвигались.
    Князья, впрочем, довольно рано поняли, что так можно всю власть просвистеть. Появились уравновешивающие законы. Система "сдержек и противовесов".
    Во-первых, был разработан протокол вступления князя на престол. Высшее духовенство обязывалось "встречать" князя поголовным крестным ходом, провожать в храм, благословлять на княжение - то есть, как бы гарантировать князю церковную и небесную поддержку, ручаться за него перед небом и народом. Венчание князя тоже теперь проходило по небесной номенклатуре, как и назначение преосвященств. Самое крутое "венчание с властью" организовал себе Владимир Мономах. Будучи сыном византийской царевны, он выписал из Царьграда совершенно сногсшибательные инструменты венчания: животворящий крест - то есть, крест, сделанный из обломков распятия самого Христа; царский венец и диадему своего деда императора Константина Мономаха; двух натуральных митрополитов - Антиохийского и Ефесского. Так что, венчание грянуло в императорском формате.
    Для сближения Земли и Небес, духовенство обязано было влачить юридическую и дипломатическую службу. Князья вытаскивали епископов и митрополитов из монастырей и палат, волокли в зону боевых действий. Приходилось святым отцам то уговаривать коварного агрессора убираться восвояси, то - наоборот, - сдаться на милость победителя. Еще и нотариальные действия полагалось совершать - заверять "проклятыми грамотами", "крестным целованием" мирные договора и аннексии с контрибуциями. В этих безбожных занятиях могли в натуре и укокошить!
    Еще князья забрали под себя права кадровых назначений. Навязывали митрополиту кандидатов на епархии, подгоняли епископов к характерам штатских и военных наместников.
    Короче, княжеская и церковная ветви власти благополучно балансировали в своем влиянии на простой народ Руси великой. Церковь не слишком возражала княжеским чудачествам. Соответственно, и проблема церковной кормежки была в 12 веке решена окончательно: повсеместно содержание церкви попало в местные бюджеты. Да чего там! Чтобы не напрягаться в распределительной арифметике, князья стали наделять приходы землями и людьми. Так что, владение "человеками" приобрело у нас не только евангельский, но и повседневный, обыденный смысл.


Оглавление
на Главную страницу
на Главную

© Sergey I. Kravchenko 1993-2022
eXTReMe Tracker