Глава 24. Пик крутизны

Обычай собирать мощи - части мертвых тел в 11 веке широко распространился по Руси. Видимо, что-то завораживающее было в созерцании расчлененного мертвого тела, сопротивляющегося разложению. Нам как бы предъявляли доказательства нетленности праведников.
    Греческие строители Великой церкви, прочих храмов и монастырей обычно привозили с собой набор мощей. Эти головы, руки, кости священномучеников, казненных властями или иноверцами, строители закладывали в фундаменты сооружений - как сейчас закладывают монеты.
    Здесь возникла еще одна традиция, хотя можно ли называть традицией привычку олигарха? Типа: "маленький Федя привык посещать новогодние утренники в Кремле"...
    Я надеюсь, вы оцените крутизну этой "традиции". Это просто писк, вопль экстаза! На фоне этого кайфа владельцы Мерседесов и БМВ сливаются в серую массу с обладателями инвалидных колясок; носители яиц Фаберже и покупатели футбольных клубов - неразличимы в толпе торговок бронзовой бижутерией и китайскими тапочками.
    Ну, я вас достаточно подготовил к восприятию Чуда?
    Итак: крепкие киевские обыватели повадились оборудовать прямо в своих подворьях храмы имени собственных святых. Нарекли тебя при крещении Сонькой, - подкатывай к мужу, чтоб строил храм Софии, и дело с концом!
    Но это еще не то Чудо, которое я обещал. Собственный храм или часовенку отгрохать может каждый дурак. А вот наполнить богоугодное строение назло надменному соседу - это отдельная наука!
    Самые Крутые киевляне - великие князья и княгини - стали выписывать из святых мест мощи "своих ангелов"! Это как если бы я, например, выкупил из Троицкой Лавры кости Сергия Радонежского и держал их в буфете среди коньячной коллекции для показа гостям. Так княгиня киевская Варвара, жена князя Святополка и дочь греческого императора Алексея Комнина, поехавши в гости на родину, прикупила там мощи своего "ангела" - святой великомученицы Варвары...
    Представляете технику сделки? Приезжает в Царьград наша Варя, к ней подскакивает пронырливый грек, похожий на жучка с валютного пятачка:
    - Купите, мамаша, ангельские мощи, - и сует список: имена по алфавиту, состав набора, происхождение товара, цена, срок доставки.
    Варвара Алексеевна находит свою строчку, вяло торгуется, щедро платит. Пока товар где-то роют, - заказывает шкатулку в оговоренный размер, украшает ее бисером и бирюльками, молится и крестится непрестанно. Что уж там греки ей реально завернули - неизвестно, но шкатулка приплывает в Киев и торжественно размещается в свежесрубленном храме имени - сами понимаете - священномученицы Варвары...
    Вот это - круто! А вы - Фаберже! Мерседес!...
    К счастью, обычай добычи ангельских мощей пресекся суматохой татарского ига, а то сейчас у нас бы ни один священномученик костей не собрал. Я думаю, наши Лехи и Коляны с их Таньками и Маньками, Настюхами и Ольками хрен допустили бы семью Николая II упокоиться в Петропавловском соборе...
    Но бдительность терять рано. Опасный обычай может возродиться в любой момент!
    Я не очень беспокоюсь за мощи Владимира Красное Солнце: Владимир - имя не православное, и князь в крещении был Василием. Ни одного Василия в нынешних князьях и царях не замечено. Хотя, конечно, неизвестно, под каким ангелом тайно крестятся наши Владимиры...
    Зато я сильно переживаю за кости Бориса и Глеба. Вот, бывший наш Борис Николаич зачем-то и внука назвал Глебом. Беспокойно как-то за убиенных святых!..
    В конце 12 главы мы оставили мощи св. Бориса и Глеба в покое - в Вышгородской церкви. К 1072 году она обветшала совершенно. Князь Изяслав, уже 4 года страдающий от половецких набегов, решил обновить обитель страстотерпцев. Новую деревянную церковь срубили в два счета. На перенесение мощей съехался весь киевский бомонд. Провинциальные Рюриковичи тоже собрались из дальних княжеств. 1 мая 1073 года митрополит Георгий освятил новостройку, а 2 мая состоялся перенос мощей. Сначала вскрыли деревянную раку Бориса, и оттуда распространилось "чудное благоухание". Ожидался аромат морга, и народ заранее блокировал носы. А вот, поди ж ты! - пахнет "Рижской сиренью"! Участники мероприятия стали наперебой прославлять Бога, а высший наш иерарх - митрополит Георгий - рухнул на землю в ужасе. Он, оказывается, "не твердо верил в святость святых угодников"! Это - как если бы начальник Генштаба не верил в непобедимость Советской Армии или полководческий гений товарища Сталина. Где б он оказался?
    А митрополит Георгий даже в отставку не подал, замолил профнепригодность, не сходя с места.
    Теперь уже с трепетом стали транспортировать Глеба. Он лежал в каменном саркофаге, и его повезли на колеснице. Ждали аналогичного чуда - хоть самого пустякового. Чудо не заставило ждать. Каменный гроб застрял в дверях. Это у нас, русских часто случается. Вроде двери меряешь точно, а рояль не пролазит...
    Дергали и вперед, и назад, - ничего не выходило и не проходило. Тогда задние толкачи обернулись к народу и строго приказали взывать: "Господи, помилуй". Народ завопил чистосердечно, и рака со скрежетом протиснулась в храм. Слава те, Господи! - не случилось национального позора. Вот бы ржали католики: Бог не пустил русского святого в дом Свой!..
    Мне кажется, в этом Чуде есть особый смысл. Штатные историки его почему-то не замечают. Тут вот какая астральная связка наблюдается.
    Бориса и Глеба прикончил, как известно, их старший брат Святополк Окаянный. Убийство случилось на условном пороге вхождения во власть. Ибо, пожалей Окаянный братьев, править стал бы Борис - старший из двух "законных" детей Владимира Красно Солнышко, рожденных в единственном его православном браке.
    У этого убийства есть историческая копия, подкладка.
    Вот точно так же, на пороге властного терема отец Бориса и Глеба укокошил своего брата Ярополка. Его тоже тормознули в дверях, и пара стражников проколола князя копьями.
    Так что, гроб Глеба зажал в дверях отнюдь не Бог, и не Дух Святой, а дух убиенного Ярополка. Или злопамятная тень Окаянного...
    Тем временем, в новой церкви разгулялись вовсю. Человеку, не знакомому с тонкостями православия, храмовое действо показалось бы шабашем в стиле Босха. Митрополит Георгий пригласил присутствующих к открытому гробу Бориса, и все стали целовать череп. Дальше - больше. Из раки Глеба извлекли ссохшуюся руку. Митрополит расцеловал ее, приложил к глазам, истраченным в чтении книг, к сердцу, страдающему от возраста. По лицу митрополита начальники поняли: помогает! Тут великий князь Святослав (он временно, на три года потеснил брата Изяслава) подошел к первосвященнику и попросил приложить чудодейственную плоть к его боевым ранам - на шее и темени. Также на всякий случай пролечили и глаза. Во время процедуры один ноготь с руки выпал в волосы князя. Князь прихватил его с собой - "на благословение". Типа, чтоб лечиться, не покидая дворца. Митрополит стал крестить народ оторванной рукой. Люди присели в экстазе: это ж как круто! - тебя осеняет десница натурального святого!
    Переносить мощи святых братьев захотелось и наследникам Святослава. Он и сам был не прочь еще раз провернуть священнодейство. Для этого заложили новый каменный храм, но Святослав скончался от самолечения в 1076 году. Его брат Всеволод достроил церковь и совсем уж приготовился к перезахоронению, как в ночь после сдачи объекта купол и крыша рухнули внутрь, а стены отвалились наружу. В 1110 году князь черниговский Олег Святославич воссоздал храм из обломков и стал умолять великого князя Киевского Святополка II Изяславича о перенесении тел. Святополк ревниво уперся - не я там строил! В 1115 году Владимир Мономах решил-таки устроить перезахоронение. Снова 1 мая, в субботу, все мы собрались в Вышгороде - народу было "бессчетно". Освятили новый храм. 2 мая гроб Бориса установили на повозку, которую тянули и толкали чистокровные Рюриковичи. Вид запряженных властителей привел толпу в восторг. Народ забил улицы и дороги. Процессия замерла в первой русской пробке. Тогда Мономах велел разбрасывать ткани, серебро и меха в сторону от трассы. Народ кинулся в кучу-малу. Путь был свободен. Так бы ГАИшники баксы раскидывали на подъездах к Садовому кольцу!..
    Народ окончательно возлюбил Бориса, Глеба и Мономаха. "Не было почти никого, кто бы не плакал от духовной радости".
    Тут возникла свара. Мономах хотел хоть какого-то авторства в созидании мавзолея и предложил поставить гробы в центре зала. Обещал накрыть их серебряным теремом из собственных денег. Но Олег Черниговский уперся: по его проекту в правом притворе уже были готовы своды - каморы. Спор начал переходить в краску лица, пришлось духовенству разнимать "братьев". Был предложен не вполне православный выход - жребий. Бросание жребия, как известно, - дело грешное, азартное, и церковью не поощряется. Тем не менее, жребий взлетел и выпал в пользу Олега Черниговского. Великий князь отступил угрюмо.
    Мономах имел право обижаться, - он делу украшения мощей был не чужд. Еще до киевского престола Владимир как-то ночью пробрался в Вышгородскую церковь и снял размеры с каменных рак. Потом заказал серебряные позолоченные доски и втихаря оковал ими раки. То-то народ на утро возбудился! Трезвые вопили: "Чудо!", пьяные просто валялись в умилении.
    Вот и теперь Владимир повторил свой труд. Каморы были окованы златом-серебром и обставлены хрустальными подсвечниками. Все вокруг густо облепили золотом, - так что даже византийские приезжие охали: "Такого украшения рак мы нигде не видели!".
    Хочу попутно сделать еще одно научное предположение. Не занятно ли, что двукратный Перенос Страстотерпцев 1-2 мая, хоть и по старому стилю, но "по имени" совпадает с нашим праздником весны, воистину благоухающим "Рижской сиренью"?
    Вы скажете, - глупость? Тогда я достаю из колоды червовую девятку, и с криком: "Козырь - черви!", - бью вашу скептическую масть. Ведь именно 9 мая старого стиля в России празднуют еще один "мощный" праздник - День перенесения св. Николая Мирликийского (он же - св. Николай Угодник, он же - Санта Клаус, он же – Дед Мороз) из поверженных турками Мир Ликийских в непокоренный город Бар. Вот вам и День Победы - со слезами на глазах, но с новогодними подарками! А вы говорите, Бога нет! Следите внимательней за совпадениями дат!
    Или вот еще научный парадокс. По пятницам и средам у нас, как известно, легкие посты. То есть, можно тихо вкушать, но не жрать самозабвенно. И вдруг на среду или пятницу выпадает один из праздников в честь Богородицы или самого Господа. Какова должна быть реакция обитателей нашей православной казармы? Это же типа, начальство прибывает с проверкой внутреннего распорядка. Тут мы должны усилить посты - отказаться не только от молока и водки, но и от ставриды на постном масле. Но нет! Происходит наоборот. "Посты снимаются" именно приказом по церкви! Хотя, по-человечески это правильно, - как не выпить во славу Господа и Матери Его?! Но с другой стороны, Главком входит в казарму, а у вас бардак, койки не заправлены, под одеялами - поверженные женские тела, окурки дымятся лампадными струйками. Непорядок. В мою голову эта головоломка не вмещается. Так что, вы уж сами исследуйте, где тут истина...
    Глава эта называется Пик Крутизны...
    Действительно, персональный ангел в подарочной упаковке - куда уж круче?! Но нет! Это пик относительный. Чуть позже - лет через 500 нашей хроники я вам представлю вариант истинной, окончательной крутизны, - только бы не забыть!..


Оглавление
на Главную страницу
на Главную

© Sergey I. Kravchenko 1993-2022
eXTReMe Tracker