Глава 36. Митрополит Феогност

Через пару лет, в 1328 году из Греции прибыл новый назначенец Феогност. Тоже заскочил сначала в Киев, понюхал воздух, - нездорово. Подъехал во Владимир - "на кафедру". Там тоже суетно показалось. Понял, в чем был кайф Петров, и осел в Москве. Этому поселению содействовал тот факт, что московский князек Иван Калита именно в этом, 1328 году дождался своей очереди быть Великим князем Владимирским. Во Владимире Иван тоже жить не пожелал. Отбывал там только коронационные, официальные всякие ритуалы, а шашлык кушал дома, в Москве. Им с Феогностом очень удобно оказалось сосуществовать. Обоим нужно к Пасхе во Владимир. Потом синхронно - в Москву отдыхать. Так и повелось. Вот, едет, например, Калита воевать Псков по приказу хана, - Феогност с ним. В Пскове спрятался нехороший человек, настоящий русский партизан-герой князь Александр Михайлович Тверской. И нужно Калите с Феогностом этого гада антитатарского выковырять из псковской улитки. Калита, конечно ведет сборное московско-татарское войско на Псков, но на успех не очень-то надеется. Слишком эти псковичи дурные какие-то. Из-за дурацкого патриотизма могут нам весь ханский фавор поломать. Поэтому в обозе тащится всероссийский митрополит со страшным оружием - "церковной анафемой". Ну, псковичи не железные оказались. Москалей лупить - это одно, но анафемой облучаться никому неохота. Сдались. Правда, Александра по-тихому выпустили в Литву.
    С уходом московских войск, Александр прыгнул обратно в Псков, был всенародно избран князем, отсоединился от промосковского Новгорода и решил завесть себе особую Псковскую епархию. Послал кандидата на утверждение к Феогносту, вот наглец! Феогност и Калита в Москве просто задохнулись в праведном возмущении. Выгнали псковичей. И дураки! - считает наш Историк. Так бы Псковская епархия сеяла православное семя в Литве. А так - подверглась католической пропаганде.
     Феогносту никак не получалось насладиться московским бытием. Вот его потащили в Орду на воцарение нового хана Джанибека. Вдруг схватили по доносу неких русских, будто доходы митрополита стали вовсе неприличными, и надо тебе, братишка, с нами поделиться. Короче, со всего злата-серебра, которые за тобой подозреваются, следует отчислять нам обыкновенную татарскую десятину.
    Но Феогност уперся. Хан отдал его татарским силовикам. В ходе допросов с пристрастием, предварительных побоев и проч. Феогност нащупал слабые места следователей. Ими оказались кошельки, сундуки, другие места, где деньги лежат. Феогност раздал главным садистам по 600 рублей - бешеные деньги!- но все ж меньше, чем десятина с доходов. За такое удовольствие татарские мытари не только оправдали нашего попа, но и доложили начальству, что русское священство вообще бедствует, недоедает, недопивает, специальные рыбные дни соблюдает из экономии. Хан Джанибек и ханша Тайдула так расчувствовались, что наградили Феогноста двумя ярлыками с окончательным подтверждением беспошлинности Русской Церкви.
    Вы правильно поняли: нынешний налоговый гость - хуже татарина.
    Тут новая беда побеспокоила святого старца. Только он осел на московских медах, как донесли о некоем Феодорите. Сей черт безвестный вынырнул в Константинополе посреди страшных теоретических битв о некоем "свете фаворском". Споры соборные переходили в инквизиционные расправы, поэтому люди патриарха охотно поверили Феодоритовой лжи, будто Феогност скончался в Москве, а его, Феодорита прислали на утверждение митрополитом. Вот и документы имеются на иностранных языках. Хорошо, что в патриархии оказались четкие люди, внимательно рассмотрели заявления Феодорита и заметили, что детали кое-какие у него не сходятся.
    -Ты, брат, отдохни покамест, понаблюдай византийские вечера, а мы сгоняем в Москву за точной датой и причиной смерти Феогноста, нам без этого никак наше делопроизводство не провернуть.
    Феодорит не стал дожидаться грома небесного, тихо смылся из града светлого. Куда было бежать? А вот же, неподалеку, в Тырнове сидит отдельный Болгарский патриарх, с такой же казенной печатью.
    В Болгарии долго думать не стали, припечатали Феодорита митрополитом Киевским и всея Руси. Он и поселился в Киеве, благо, других претендентов на киевские удобства пока не имелось.
    Наши московские с патриархом Константинопольским так огорчились, что пошли на беспрецедентный шаг. Феогност с московским князем Симеоном направили патриарху и императору письмо, где прямо говорилось, что когда Феогност помрет, так ставить на его место будем епископа Владимирского Алексия. Так что, вы уж там никаких левых не принимайте. Сейчас в бизнес-сообществе это называется «фьючерс» - сделка на будущее. Византийцы с удовлетворением восприняли сей акт бюрократической перестраховки.
    Но так просто упокоиться Феогносту не получалось. Без конца случались "огорчения и скорби". Вот поехал князь Симеон с войском пограбить Новгородские волости. Феогност естественно находился при нем, в обозе с дальнобойной анафемой. Анафемой воспользоваться не пришлось, - новгородцы отдали, что могли, - поэтому Феогност подъехал в Новгород еще раз, отдельно, с "пастырским посещением". Новгородцы взвыли в летописи: "Приехал митрополит Феогност-грек в Новгород с многими людьми, тяжко было владыке и монастырям их кормить и одаривать". Вообще новгородцы стали жаловаться на Феогноста патриарху, что он их разоряет и оскорбляет.
    Патриарх не успел ответить на жалобу. Сработал другой механизм. Феогност скончался 11 марта 1353 года от черной чумы, подхваченной в очередной "пастырской" поездке где-то на юго-западной границе. Похоронили его прямо в Успенском соборе Московского Кремля. Даже хлоркой не присыпали. Он и сейчас там лежит - с риском для жизни миллионов любопытных посетителей.
    И я там был...


Оглавление
на Главную страницу
на Главную

© Sergey I. Kravchenko 1993-2022
eXTReMe Tracker