Глава 34. Благословенный Новый порядок

лаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное..."...
    Как это "не бесное"? Как раз наоборот, бесное? Или нищета духа зависит от диагноза? Бесноватые-буйные, склонные к мании величия, наполеончики, нерончики - "Царство Божие не имут"? А тихие-депрессивные "мыслители", сумрачные патриоты, бойцы с чертями на поле Зеленого Змия - будущие херувимы и архистратиги? Точнее надо молиться, господа отдыхающие!
    Путаница в оценках исторического значения народов и времен - штука опасная. Вот, например, полонил твою Родину страшный ворог, закабалил люд честной на четверть тысячелетия, сгубил бессчетно невинных душ, - и нам бы пропеть ему вселенскую анафему! - но как же можно! - когда антихрист сей принес нам такое просветление, дал нам такое толчковое ускорение, что мы помчались по ухабам веков к новой жизни со страшной скоростью. А что при этом покалечили и продолжаем калечить сотни тысяч и миллионы своих единоверцев, так это ничего, к этому мы привычные! - зато сколь ярко светят звезды красные Московского Кремля!
    А вы говорите, татарское иго! Вам его нужно писать с больших букв, как Пресвятую Деву! - "Татарское, имени первых пятилеток, ордена равноапостольного князя Владимира, Иго"! И в ответ на добрые пожелания не "спаси Бо" бормотать, а весело Игогокать...
    Вы, небось, думаете, я впал в панмонголизм так называемый?
    Нет, друзья, я пытаюсь передать чувства нашего соавтора-митрополита Макария, ликующего по поводу благотворности Ига для освобождения нашей церковной иерархии от ненавистного бюрократического гнета Константинопольского патриархата. Нам, конечно, было бы помягче, если бы турко-монголы сначала вырезали Константинополь, а уж потом лезли сюда. Но случилось наоборот, с разницей в 200 лет. Но ничего, и так неплохо вышло. Вот смотрите.
    "Прошло уже два с половиною века, как Россия, просвещенная светом Евангелия из Византии, находилась в церковной зависимости от Константинопольского патриархата, и со стороны патриаршьего престола незаметно было ни малейшей уступки к ослаблению этой зависимости".
    Ну и что?
    Бог византийский нам подходит, а патриархия нет? Типа, духа вашего мы употребляем, но посуду сдаем обратно? Нелогично получается. Это, как жениться без тещи. Раз уж девочка непорочная нами имеется, то вы, мама, можете ехать в свою деревню и не портить нам жилплощадь.
    Короче, неохота было русским подчиняться, хотя бы и по виртуальной линии. Видимо, молились мы усердно, чтобы просветил нас Господь персональной церковью, обещали потрудиться и пострадать за самостийность. Бог, естественно, не мог оставить без внимания просьбу вверенного населения. Вот и врубил перестройку на всю катушку, но - по своим понятиям, не ограничиваясь сменой вывесок и назначением старых калек в новые богадельни. Ветер перемен налетел с востока. Татары, - название которых, как известно, происходит от слова "тартар" - "ад", - навалились на столицу русского православия. В 1240 году Киев был разгромлен до подвалов. Старая церковная верхушка также была уволена. Митрополит Киевский и всея Руси Иосиф "погиб без вести". "Начала заниматься заря нового порядка вещей для Церкви Русской". Немедленно был избран русский митрополит Кирилл. Он отработал 28 лет. За ним через небольшой "греческий" промежуток снова последовал русский - святой митрополит Петр, также просидевший на престоле 28 лет. Святость Петру присвоили за перенос церковной столицы в Москву и прочие, более мелкие заслуги. И впредь, в течение всего Татарского Ига митрополитов стали избирать на месте из русских или родственных литовских кандидатов. Ездить в Константинополь на утверждение им формально полагалось, но получалось не всегда - из-за военного времени и свинского состояния путей сообщения. С 1448 года греки и вовсе плюнули на это дело. Русские стали сами утверждать - "поставлять"  своих митрополитов церковным Собором. То есть, у нас прорезалась демократия рабовладельческого типа. Мы друг друга неустанно именовали рабами Божьими. Впрочем, не только Божьими. Митрополиты ездили на утверждение и в Орду. Хан обычно без проблем выдавал новым наместникам его русской церкви проездные и правовые документы в обмен на обыкновенные взяточные дары. Эти документы - "ярлыки" - были нам просто необходимы. Как объехать епархии, когда татарва разъезжает по Руси с громким посвистом? Как качнуть права в провинции?
    Вот текст типичного "церковного" ярлыка. Историк утверждает, что он оставался неизменным и был по сути одним и тем же "изначальным" текстом, сочиненным для митрополита Кирилла II ханом Менгу-Темиром в 1266 году:
    "Кто веру русских похулит или ругается, тот ничем не извинится и умрет злою смертию... Да не вступаются в церковное и митрополичье никто же, занеже то Божье есть все...".
    И это кто пишет?! Полководец, спускавший своих конных и пеших собак с привязи, чтобы они "святителей сделали добычей меча, тела преподобных иноков бросили в пищу птицам, братьев и чад наших отвели в плен..."?! Да! - но это только в боях! А вот мир наступает, и Хан говорит своим борзым: "К ноге!", и они становятся нормальными, в меру злобными нашими согражданами. Будто реле щелкает в головах этих киборгов.
    Те читатели, у которых есть крупные собаки, легко поймут мою аналогию: вот твой пес готов реально порвать чужака, нагнать бегущего, откусить его поднятую руку, бесстрашно и самоотверженно броситься на пистолет, меч, бандитский нож. Но вот звучит команда: "Ко мне, Мухтар!" и сразу же - "Не гавкай, это - свой!". И все! Песик виляет хвостом, лижет руку незванного гостя. Это в природе зверя? Нет! - это в системе его сожительства с Человеком. Вот так и у татар было, - стая верных псов у ног Хана. Так что, ярлык ханский - получше, чем "Сидеть!", "Лежать!", и "Кончай ты грызть эту дохлятину!" действовал.
    Ярлыки запрещали кому бы то ни было вообще вмешиваться в хотения РПЦ. Даже "воровство, убийство, ложь, иное какое злое дело", если оно не преследовалось митрополитом РПЦ, оставалось безнаказанным со стороны татар. Более того, князьям русским тоже запрещалось лезть в церковные дела. Сами князья, конечно, тоже церковь оберегали, но их жалованные грамоты касались только жалованного имущества, и при неустойчивости княжеской власти вообще немногого стоили. Куда годилась такая грамота, например, перед конным татарским разъездом? Другое дело - ярлык! Окончательная бумажка!
    Короче, церковь наша была Ордой очень довольна. Можно сказать, Иго свалилось на поповские головы манной небесной.
    Вот и русская колония в столице Орды Сарае стала многолюдной, и митрополит Кирилл выпросил у хана Менгу-Темира разрешение на строительство там православных церквей, образование новой "ордынской" епархии, которой еще и одну нашу епархию переподчинили - Переяславскую. Соответственно и епископа Митрофана туда назначили. Это круто. Типа Освенцимской или Бухенвальдской епархии получилось.
    Историк сетует, что наряду с системными плюсами и невмешательством в государственно-церковное устройство Руси, Иго, однако, взбаламутило приятную епархиальную жизнь. Церковные служители и монастырские обитатели забегали по Руси, - оттуда, где все сожжено, туда, где можно отсидеться. Компас церковный указывал на Север, в новую, Владимирскую и Московскую Русь. Количество старых приходов и монастырей стало быстро сокращаться, количество новых - расти. Баланс науке неизвестен. Но, видимо, он зависел не от скорости распространения огня и резвости татарских лошадок, а от смертности и прироста богоспасаемой части населения. То есть, людей, склонных к альтернативной службе.
    Уход в духовность обычно имеет глубокую личную или общественную причину. Это, - когда Пушкину в Болдино полностью нечего делать. Или когда у тебя все убиты, и ты пытаешься с ними соединиться. Или когда вокруг такой страх Господень, что бежать, кроме монастыря,  некуда.
         Или вот еще война. Она случается повседневно, в завтрак, обед и ужин. Жизнь в миру подразумевает готовность седлать коня и подставляться под копья и стрелы. Не каждый выдерживает такой ужас ожидания: "Ребят всех в армию забрали, хулиганов, настала очередь моя...". Многие предпочитают записываться в альтернативщики. Лучше служить абстрактному Богу, чем конкретным бандитам из кремлей и казарм.
    Я указывал ранее ("Кривая Империя" гл.1.), что христианство и  варяжское правительство - две грани нашей первозданной Утраты. Но можно взглянуть на этот дуплет и по-другому. Церковь - есть альтернатива казенной власти, реакция духовной сути человека на кровавые будни, на военную скотобойню. Вера в нереальное - форма отстранения от кошмарной действительности, нырок страуса, лазейка для отчаянных. Именно таких лазеек язычество не оставляло. Жрецов было мало, монастыри отсутствовали вовсе. Так что, главное, что монотеизм принес конструктивного в нашу жизнь, - это Церковь, - альтернативная организационная структура, государство в государстве, модель Царства Божьего на земле. А уж свойства этого царства остались чисто человеческими. Но нам и эта малость была в радость.
    Татары подпортили установившуюся было благодать, внесли в умы разочарование и "шатость". "Церковная дисциплина и поведение духовенства упали. Нравы всего народа посреди тяжких испытаний огрубели". И как им было не огрубеть, когда стали грабить и жечь уже с двух сторон. Татары просто открыли второй фронт в извечной войне Человека свободного и Государства казенного. Вернее, даже третий. Церковь тоже не следует вычеркивать из числа ловцов наших душ. Церковь без особых возражений потеснилась перед татарами, но более всего в Иге ее огорчал фактор Ватикана: "Иго монгольское над Россиею послужило благоприятным случаем к новым проискам, чтобы склонять русских к принятию латинства". Но от печали до радости далеко лететь не надо. Иго где чего убавило, там и прибавило: "Возвышение Московского княжества над прочими весьма много благоприятствовало сооружению в нем богатых церквей, благоустроению обителей, улучшению быта всего духовенства".
    А мы? А наш быт?
    А пофиг. Сами выгребайтесь.


Оглавление
на Главную страницу
на Главную

© Sergey I. Kravchenko 1993-2022
eXTReMe Tracker