Предыдущая страницаСледующая страница

Ярослав Мудрый

Н                
                
                
аступило новое время. Время государственного строительства, чиновничества, законов. Князь Ярослав стал править в одиночку. Он избрал монархический путь развития страны. Сохранил христианство, удобное для строительства Империи, но митрополита посадил уже своего - из русских. Ярослав, в отличие от предков, умел читать и пытался распространить грамотность, естественно, - только среди своих. В Новгороде была открыта школа на 300 учеников - поповских и боярских детей. Ярослав первым из князей занялся созданием государственной системы со всеми её элементами.
        Он укрепил границы - стал расселять на пустынных окраинах пленных поляков и другие, еще не крещёные, но не совсем дикие народы. Велел строить пограничные города. Принял тактику Добрыни - грабить окраины в пользу центра - чем ближе к столице, тем меньше дань; провинция - основной налогоплательщик; спасибо, Добрыня Никитич, по сей день так живём!).
        При Ярославе наехало на Русь огромное количество монахов. Князь покупал у них, выписывал и заставлял переводить новые книги. Писец наш валился с ног! Под общей редакцией князя вышел первый на Руси нерелигиозный труд - гражданский устав Русская Правда.
        Слово "правда" сейчас несколько изменило свой первоначальный смысл. Мы воспринимаем "правду" как оценочную категорию: это - правда, а это неправда. Синонимы и антонимы к слову "правда" тоже таковы: истина, ложь... На самом деле, правда - это процесс. Такой же, как еда, борьба, вражда. На Руси словом "правда" описывали действие - "происходит правда", "князь начал правду", то есть начал править суд. Так что, Русская Правда дословно расшифровывается как "принятые на Руси меры наказания" или "русский процессуальный кодекс". Это отступление я сделал для того, чтобы мы с вами не подумали сгоряча, что законы Ярослава дают мудрый и исчерпывающий ответ на вопросы "Что на Руси есть истина" или "Кому на Руси жить хорошо". Князю просто необходимо было записать какой-то порядок суда, чтобы в Новгороде не отрубили голову за то, за что в Киеве только пожурят.
        За основу был взят импортный "закон талиона": кто кому что сделал, то и себе получи. Ну, в античные анналы Писцу углубляться было недосуг, поэтому он воспользовался привычным первоисточником, с детства впечатанным в нижнюю часть спины монастырской розгой, - Ветхим заветом. Один из его авторов - Моисей, спустился с горы Синай, потея под тяжестью каменных скрижалей, только что полученных от Бога. На них были высечены 10 заповедей: не убий, не укради, потише с женой соседа и так далее. Под горой его подопечные евреи, - пока папы дома нет, - буйно выплясывали вокруг золотого тельца. Моисей испробовал на них первую заповедь: гвардия Моисея вырубила 23 тысячи шалунов. Тогда Моисей дописал к 10 заповедям ещё свои законы: кому, за что и что полагается.
        Так что, Ярослав с Писцом имели перед собой приличный, утвержденный и проверенный образец. Оставалось только разукрасить его введением о наших лесных предках и подробно разработать правила кровной мести. Был определен список родни врага, которую разрешалось безнаказанно убивать в отместку за убийство. Брат мстил за брата, отец за сына и наоборот; дядя - только за родного племянника. Если мстителей не было, то уж князь штрафовал преступника в свою пользу. Особенно князь усердствовал в ценах на своих придворных холопов: брал по 40, а то и по 80 гривен (например, за любимого конюха). Милые дамы, гибнущие, как правило, от грубой любви, ценились обидно дешево, вполцены - по 20 гривен. Простой народ обходился местью или прощением, брать деньги с убийц считалось подло - это оставляли князьям. Была даже такая нравственная формула: "Не могу я носить своего убитого сына в кошельке!". О времена, о нравы!..
        Русская Правда подробно, до мелочей описывала приёмы следствия ("пытки"), порядок подачи исковых заявлений, порядок исполнения наказаний.
        Русская Правда вряд ли снизила преступность. Но она ввела в обиход казённые правила, ограничивающие самосуд и не дающие частной мести развернуться в гражданскую войну. Так хотелось думать. Что уж точно - так это то, что Русская Правда ещё на один оборот завернула имперскую удавку: теперь человек должен был отвечать не только за самосуд, но и за уклонение от мести, естественные человеческие чувства становились деталью государственной машины. И появилось много новых рабочих мест в судебных заведениях...
        Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Он меньше пролил народной крови, чем отец, он больше принес пользы России. Но его называли Хромым, иногда - Старым, но не святым.
        - И в народе его любили меньше, чем Красное Солнышко, - записал Писец, изнурённый переводами с греческого.
        Но Писец наш - это ещё не весь народ.

Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница


книга I
Кривая Империя
862-2000

книга II
Новый Домострой
1547

книга III
Тайный Советник
1560

книга IV
Книжное Дело
1561-1564

книга V
Яйцо Птицы Сирин
1536-1584

книга VI
Крестный Путь
986-2005

© Sergey I. Kravchenko 1993-2012: all works
eXTReMe Tracker