Предыдущая страница Следующая страница

Кривая Империя Сетевая Словесность Оглавление

Глава 7
Драма Четырех Вер

Е                
                
               

сть еще одна - очень приятная, хоть и неофициальная, - версия о представлении вер. По этой версии 986 год прошел при киевском дворе не в приемах религиозных посольств, а в репетициях придворного театра. Готовилась первая в русской истории драматическая постановка. Режиссером и сценаристом выступала одна из жен великого князя - бывшая греческая монахиня, вдова старшего княжеского брата Ярополка, попавшая в гарем Владимира после братоубийства. Эта утонченная византийская дама скучала у нас беспросветно и, естественно, хотела хоть что-то вернуть из своего девичьего прошлого. Таковым прошлым оказался театр. Сюжет выбрали религиозный с двойным прицелом: не просто показать всякие ужасы, но и обратить князя на путь истинный.
           Спектакль состоял из четырех актов по числу наблюдаемых вер.
           В первом действии по сцене кружили полуголые гурии в балетных пачках, коварные арабские медики подкрадывались к наивному герою с кровельными ножницами, мытари на киевском рынке потрошили лотки со свининой, менты крышевали подпольное производство водки.
           Во втором акте католические рыцари в жестяных латах скакали по сцене на деревянных лошадках, выкрикивали молитвы на отрывистом немецком языке и выглядели очень нелепо.
           В третьем действии евреи изображали переход Моисея через Суэцкий канал, неравный бой поселенцев с конницей Пилата, бегство двеннадцати колен Израилевых вприсядку. Князь весело смеялся, и следующий, четвертый акт принял совсем благосклонно.
           Тут было здорово! Апокалипсис бушевал безразмерный, драконы и черти бегали в безобразных масках, книги летали по воздуху, православные охотники с крыльями выслеживали трехглавого Зверя, "жена" из придворных стряпух в натуре родила прямо на сцене. А когда из-за кулис вышла совершенно голая Вавилонская блудница, Владимир вскочил и зааплодировал.
           - Креста на тебе нет! - вцепилась в рукав жена-постановщица.
           - Крещусь, крещусь, отстань! - обещал раненый князь.
           Отец Макарий оплевал эту гипотезу вполне голословно:
           - "Какие при Владимире театры? Какие в греческих монастырях у монахинь театральные представления? Театров в России и после даже до XVIII века не было...".
           - Так это ПРИ ВАС, отец, на Руси театров не завелось! А то была постановка ДО принятия вашей веры! Ну, ладно...
           Как бы то ни было, князь вспомнил о представленнии только через год. Что-то произошло в его обиходе, - то ли повторная постановка Драмы Четырех Вер, то ли сниться стало что-то, - но в 987 году он созвал "бояр и градских старцев".
           Общественной палате был предложен вопрос о выборе государственной религии. Владимиру хотелось заручиться внешней поддержкой, не брать риск на свою личную душу. Палата стала мямлить по обыкновению, типа, все веры хороши, выбирай на вкус. Владимир нахмурился, и старцы быстро перевели рельсы в безопасную даль:
           - "У тебя есть достойные мужи, пошли их испытать предложенные веры на месте"...
           Идея князю понравилась, и чрезвычайная комиссия, составленная из самых подкованных придворных, двинулась в путь по первой весенней воде. Посланники князя поехали на испытание вер.
           Путь их по летописи был такой - сначала Волжская Болгария, потом католическая Германия, потом - Царьград. Церковная история категорически умалчивает о хазарском еврействе и вообще об испытаниях альтернативных вер. Типа, везде понюхали, поморщились, и быстрей-быстрей - припасть к груди Софии Константинопольской. Купол ее - кто видел - действительно похож на грудь. Только теперь, чтобы прилечь туда всем телом, нужно снести колючки магометанских минаретов, воткнутые по бокам для предохранения.
           "Испытание" православия в Константинополе проходило по чисто внешним признакам. Инспекторов протащили по достопримечательностям, выдержали на литургии под Софийским куполом, отлакировали видами золоченых риз. Голодом, естественно не морили, - византийское застолье было предметом зависти для всей Европы. Испытатели растворились без осадка. "Величественное, никогда не виданное зрелище совершенно поразило их сердце и чувства". Послы впали в транс. Так обалдевают папуасы Кука после просмотра "Властелина Колец" в моем домашнем кинотеатре.
           Далее, "испытатели" к работе стали непригодны, к евреям не поехали, вернулись к Владимиру и стали нечленораздельно охать: "Не знаем, на небе ли мы находились или на земле!"...
           В заключение послы поклялись Перуном, что прямо в алтаре Софии Константинопольской обитает истинный Бог.
           - Ну, и каков он? Видали его?
           - Ощущали...
           Еще ходоки добавили, что теперь отказываются быть некрещеными, и, если князь их не возглавит в этом деле, то уходят в отставку и прочих с собой приглашают.
           Князь все медлил. Тогда агитаторы припомнили ему родную бабку Ольгу, "мудрейшую из всех человеков"...
           Владимир сломался на родительской слезе и спросил-таки:
           - "Где приимем крещенье?"...
           - А хоть где, - отвечали папуасы...
           Почему церковная летопись опустила описание прочих "испытаний"? - по обычной своей белокочанной привычке.
           Мы разочарованно зеваем, но тут нам на помощь приходит...

Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница


книга I
Кривая Империя
862-2000

книга II
Новый Домострой
1547

книга III
Тайный Советник
1560

книга IV
Книжное Дело
1561-1564

книга V
Яйцо Птицы Сирин
1536-1584

книга VI
Крестный Путь
986-2005
© Sergey I. Kravchenko 1993-2009: all works
eXTReMe Tracker